Влияние добавок наноалмазов на износостойкость пар трения ДВС
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, сборник научных трудов, выпуск 13, Харьков, 2003г.
Рецензент: Михаил Абович Подригало, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой в Харьковском автодорожном университете.
О ВЛИЯНИИ ДОБАВОК УЛЬТРАДИСПЕРСНЫХ АЛМАЗОВ (НАНОАЛМАЗОВ) НА ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ ПАР ТРЕНИЯ ДВС
Аннотация. Исследовано влияние добавок ультрадисперсных алмазов (наноалмазов,УДА) в смазочные материалы на износостойкость пар трения двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и возможность их использования для повышения эксплуатационного ресурса ДВС.
Введение
Введение высокодисперсных добавок в смазочные среды может способствовать протеканию механохимических взаимодействий в трибосистемах, активизирующих процессы самоорганизации, формирование структур, адаптированных к условиям трения. Все возрастающие требования к работоспособности и долговечности машин и механизмов при ужесточении условий работы тяжелонагруженных пар трения обуславливает необходимость проведения работ, направленных на выбор оптимальных сочетаний материалов деталей узлов трения и смазок. В настоящее время весьма актуальным является исследование совместимости добавок к смазкам и материалов, которые используются в тяжелонагруженных и ответственных деталях узлов трения.
Цель и постановка задачи
В работе исследовали эффективность использования УДА в смазочных материалах с целью уменьшения трения и повышения износостойкости узлов трения ДВС.
Исследование влияния добавок УДА на износостойкость деталей трения ДВС
В первом эксперименте оценивали влияние УДА на износостойкость материалов сопряжения «коленчатый вал – вкладыш» дизельных двигателей при добавке их к моторному маслу М14В2.
Использовали образцы высокопрочного чугуна коленвала, упрочненные электроискровым легированием, при трении в паре с алюминиево-оловянным антифрикционным сплавом АО20-1, который используют для вкладышей подшипников коленвала. Испытания проводили на машине трения СМЦ-2 [5]. Смазку осуществляли по методу окунания подвижного контртела в масло М14В2 без добавления и с добавкой УДА в количестве 0,03%. Величину износа образцов определяли весовым методом и относили к пути трения. Скорость скольжения составляла 1,3 м/с, нагрузка – 50кг/см2, время – 10 час).
Результаты испытаний представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты испытаний сопряжения «коленчатый вал – вкладыш» при введении УДА в моторное масло
Масло |
Износ диска J6 , г/м |
Износ колодки J6 , г/м |
М14В2 |
3,4 ? 10-8 |
0,9 ? 10-8 |
М14В2 + УДА |
2,5 ? 10-8 |
0,2 ? 10-8 |
Анализ полученных результатов испытаний показал, что введение УДА в моторное масло способствует существенному (в 4-5 раз) снижению интенсивности весового изнашивания образцов материала вкладышей, одновременно с этим уменьшается также и износ образцов вала.
Во втором эксперименте предметом исследования являлось определение триботехнических характеристик модельных трибосистем ДВС: «коленчатый вал – вкладыш», «гильза цилиндра – поршневое кольцо» с добавкой УДА в индустриальное масло И-20 и без их внесения.
В качестве материалов для испытаний были выбраны следующие:
-сталь 50 г (HRC 52);
-бронза БрС30 (HB 80);
-серый модифицированный чугун СЧМ (HB 302);
-чугун специальный ЧС (HB 293).
Испытания проводили на машине трения СМТ-1.
Для реализации режимов трения в условиях граничной смазки в среде испытуемых смазочных сред машины трения были оборудованы системой циркуляционной подачи масла в зону трения.
Перед установкой на машину трения образцы шлифовали и притирали по общепринятой методике ГОСТ 23.210-80. Для повышения воспроизводимости результатов применяли предварительную приработку образцов.
В процессе эксперимента регистрировали момент трения, который пересчитывали в коэффициент трения, по величине которого судили о механических потерях в трибосистеме; и износ, который пересчитывали в скорость изнашивания, по величине которой судили об износостойкости трибосистем. Величину скорости изнашивания определяли методом искусственных баз, согласно ГОСТа 23.301-78.
Испытания трибосистемы «коленчатый вал – вкладыш» проводились по схеме «кольцо – кольцо», где неподвижный образец был изготовлен из материала вкладыша (Бр.С30) и имел меньшую площадь, а подвижный образец из материала коленчатого вала (Ст.50Г) и имел большую площадь. Скорость скольжения составляла 0.5 м/с, нагрузка 800 Н, коэффициент взаимного перекрытия площадей трения 0,5.
Результаты испытаний эталонной пары и пары с использованием УДА приведены в таблице 2.
Таблица 2 Результаты испытаний трибосистемы « коленвал-вкладыш »
Трибосистема |
Суммарная скорость изнашивания J, ед.изм. |
Коэффициент трения |
Эталонная |
110,2 |
0,07 |
С примене-нием УДА |
59,8 |
0,054 |
Испытания трибосистемы «гильза цилиндра – поршневое кольцо» проводились по схеме, где неподвижный элемент был изготовлен из материала гильзы (ЧС) и имел большую площадь, а подвижный элемент был изготовлен из материала кольца (СЧМ) и имел меньшую площадь. Скорость скольжения составляла 0,5 м/с, нагрузка – 1200 Н, коэффициент взаимного перекрытия – 0,2.
Результаты испытаний эталонной пары и пары с использованием УДА приведены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты испытаний трибосистемы «гильза цилиндра - поршневое кольцо»
Трибосистема |
Суммарная скорость изнашивания J, мкм/час |
Коэффициент трения |
Эталонная |
10,8 |
0,11 |
С примене-нием УДА |
8,3 |
0,09 |
Проведенные сравнительные испытания триботехнических характеристик модельных трибосистем ДВС: «коленчатый вал – вкладыш», «гильза цилиндра – поршневое кольцо» с добавкой УДА в индустриальное масло И-20 и без их внесения показали:
1. Суммарная скорость изнашивания испытуемых трибосистем уменьшается в 1,3 раза для трибосистемы «гильза цилиндра – поршневое кольцо», в 1,84 раза для трибосистемы «коленчатый вал – вкладыш».
2. Коэффициент трения испытуемых трибосистем уменьшился в 1,29 раза для трибосистемы «коленчатый вал – вкладыш», в 1,22 раза для трибосистемы «гильза цилиндра – поршневое кольцо».
Исходя из полученных результатов, можно предположить следующий механизм упрочняющего и противоизносного воздействия добавки УДА при введении их в смазку.
Попадая на поверхность пар трения, частицы УДА оказывают мягкое полирующее воздействие на микровыступы рабочих поверхностей, сопряженных деталей. При этом обнажается, так называемая, ювенильная поверхность, обладающая высокой свободной энергией и каталитической активностью, на которой механохимические превращения приводят к перераспределению микрочастиц металла, присадок из масла и УДА по поверхности.
УДА, внедряясь в поверхность детали трения упрочняют ее предповерхностный слой и защищают деталь от водородного охрупчивания. Покрывая трущиеся поверхности металла, УДА образуют плакирующий слой (слой сухой смазки), постоянно возобновляющийся и препятствующий износу основного материала, позволяющий в значительной степени уменьшить их износ при холодном пуске двигателя до поступления основного смазывающего состава.
Необходимо учитывать и возможность улучшения адсорбционной способности рабочих поверхностей по отношению к смазке при насыщении их частицами УДА, а также повышения несущей способности масляного слоя при образовании агрегатов микрочастиц УДА с компонентами смазок.
Выводы
1. Проведенные исследования позволили изучить влияние добавок ультрадисперсных алмазов к маслам на характеристики трения и износа пар трения двигателей внутреннего сгорания.
2. Применение алмазосодержащей добавки обеспечивает:
- уменьшение скорости изнашивания деталей трения ДВС и соответственно увеличение их эксплуатационного ресурса;
- уменьшение коэффициента трения, что приводит к снижению механических потерь в ДВС, а, следовательно, и к экономии топлива.
3. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности использования УДА для повышения эксплуатационного ресурса ДВС.
Оставить комментарий
Вы должны войти чтобы оставить комментарий.